"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, — от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик — в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

Орис

Связи с наукой \ Социология \ Исследовательские статьи \ Интеллектуально-Альтруистичная модель поведения как основа Человеческого мировоззрения и дальнейшей эволюции сознания

Интеллектуально-Альтруистичная модель поведения как основа Человеческого мировоззрения и дальнейшей эволюции сознания

Содержание:

 

Введение.

1. Взаимосвязь развития мировоззрения и развития науки.

2. Ключевая роль мировоззрения.

3. Интеллектуальная составляющая самосознания.

4. Чувственная (альтруистичная) составляющая самосознания.

5. Необходимость синтеза Интеллекта и Альтруизма в своих выборах.

Заключение.

 

    От автора

   Проблематика мировоззрения привлекла мое внимание достаточно давно, и в данной работе я попытался осветить круг актуальных вопросов, связанных с этим, и выявить взаимосвязь мировоззрения с нынешним состоянием человечества в разных областях его деятельности, и в том числе в научной сфере. Очевидность влияния мировоззрения на самосознание и, как следствие, на все сферы жизнедеятельности, сподвигла меня глубже разобраться в самом понятии, его составных частях и поиску новых точек зрения на существующие социальные и научные вопросы.

   Выводы по затрагиваемым вопросам, сделанные в данном реферате, отражают мое виденье на данный момент. Используемое нестандартное написание некоторых слов и терминов является авторским ходом, попыткой вложить дополнительный смысл к уже известному.

 

Введение.

 

   Ситуация, в которой оказалась наша цивилизация на современном этапе развития всех сфер жизни, требует пристального рассмотрения. Любые мировоззренческие вопросы, касающиеся развития науки, культуры, искусства, любой сферы социума и каждого человека в отдельности, были основополагающими на протяжении всей истории Человечества.

   Многие ученые, социологи, психологи, философы и просто обычные люди сходятся в том, что мы живем, с одной стороны, в эпоху сравнимую по важности с открытием огня или изобретением первого компьютера для человечества, с другой - жесткого кризиса Мировоззрения, главных человеческих ценностей и неопределенности дальнейших путей развития.

  На мой взгляд, вопросы, затрагиваемые в данной работе очень глубоки и взаимосвязаны по своей содержательной сути и важны для осознания каждым человеком. Ответы направлены на то, чтобы предоставить альтернативную и взаимоувязанную точку зрения всем интересующимся такими мировоззренческими и духовными вопросами, как: «в чем смысл моей жизни и жизни вокруг?»«в каком направлении и как можно развиваться?»«что такое познание и как работает наш разум?»«существуют ли границы научного познания и познания вообще?»«сознание – что это?»«как и где зарождается мысль?»«как и почему я принимаю те или иные решения в своей жизни?» и многие другие.

   Неоспоримый технократический рост нашей цивилизации явно доминирует над гуманитарным развитием. Наличие громадного техногенного перекоса обращает на себя пристальное внимание и безотлагательно нуждается в гармонизации в сторону решения ряда социальных вопросов.

   Мизерное финансирование во многом порождает низкий процент в общем потоке научных исследований такого объекта изучения, как – сам человек! Стоит упомянуть о слабой активности в этом направлении как самих ученых, так и госаппарата. Это значит функции [17], которые на себя возложила наука, не могут полностью и адекватно выполняться, и в настоящее время наука не может предвидеть и нивелировать множество развивающихся в обществе процессов. Экологический и экономический кризисы только подтверждают крайне однобокое развитие цивилизации и сподвигают на полный пересмотр всех устаревших и мешающих двигаться вперед представлений, а также на поиск информации, отвечающей на поставленные вопросы. В рамках всего Человечества мы говорим о радикальной смене всей парадигмы мышления в интеллектуально-альтруистичную сторону на базе целостного восприятия Мира и человека в нем. 

   Технократическая асимметрия давно возникла в структуре единого корпуса научного знания: 95 % знаний составляют знания естественной и технической предметности, 5 % знаний - знания о живом веществе и ничтожная доля от 1 % - знания об интеллекте и сознании человека (В.П. Казначеев). Эти тенденции явно указывают на отставание гуманитарной сферы. Оказалось, что перекос знания и образования в сторону технической науки и технологии принес кризисное состояние всей цивилизации. Выход из создавшегося положения философия видит в критическом анализе ценностей, лежащих в основании культуры техногенной цивилизации, создании новой системы ценностей, идеалов, смыслов, которые позволят сформировать как коллективную систему мировоззрения и картину мира, так и индивидуальную систему мировоззрения каждого человека с помощью философии и образования. [7]

   Всевозрастающие темпы развития цивилизации выявили узость разных научных подходов, в том числе и самых современных, но показали складывающиеся позитивные тенденции к объединению разных областей знания, включая концепции, объясняющие феномен сознания. И в данной работе речь пойдет об ииссиидиологии, как одной их таких концепций, которая мне наиболее близка.

 

1. Взаимосвязь развития мировоззрения и развития науки.

 

   Когда-то давно, когда как таковой науки еще не существовало, была натурфилософия – считавшаяся матерью всех наук. Тогда она занималась изучением всего окружающего Мира. Затем в силу сложности рассматриваемого предмета, слабых познаний и возможностей человеческого разума, начался распад по специализированным «цехам» для сбора, накопления первичной информации и выстраивание первоначальных взаимосвязей. Сейчас в эпоху ускоряющейся конвергенции разных отраслей наук, то есть их пересечении (сближение и взаимодействие) и объединении, возникают все новые и все более сложные междисциплинарные области по разным направлениям, и в том числе изучающим работу сознания, работу мозга. Группы наук объединяются в одну единую группу, но значительно более сложную и более многообещающую.

   Я убежден, что развитие любой научной и любой другой сферы жизни полностью зависит от сознания человека, от его мировоззрения – это как призма, сквозь которую мы смотрим на мир, воспринимаем и познаем. Возникающий перекос в сознании влечет искажение в интерпретации наблюдаемого мира и его явлений. И вполне логичным будет вывод, что с осознания собственных «искажений» (или особенностей) при восприятии окружающего и внутреннего мира, начинаются любые изменения в парадигме мышления и освоение творческого потенциала.

   На данный момент вопросами познания и функционированием разума занимается когнитивистика, или когнитивные науки. Это целый спектр отдельных наук, объединенных одним предметом исследования. Перечислю основные из них: философия (раздел – эпистемология), психология, логика, физика, математика, биология, нейробиология, нейрофизика, биофизика, генетика и эпигенетика, различные информационные технологии и другие.

   На современном этапе когнитивные науки активно конвергируют, привлекая новые научные отрасли и знания, результатом такого объединения является аббревиатура НБИК – или нанобиоинфокогно. И относительно с недавнего времени подобные центры стали активно создаваться по всему миру (недавно исследовательский центр с подобным названием открылся и в России).

   Когнитивная наука – наука о познании, в рамках которой объединили свои усилия ученые самых разных направлений, включая когнитивную этологию (изучение интеллекта животных) и биологию. Возможно, она поможет существенно продвинуться в деле моделирования деятельности мозга. Сейчас нет ясного понимания того, на каких базовых принципах наш мозг работает. И вообще, что такое сознание и его природа? Ситуация такова сейчас, что наука не способна дать вразумительное объяснение феномену сознания, так как и по сей день официально признанной в ортодоксальной науке является материалистический (ньютоновский) подход. Но, позвольте, данный подход способен с достаточной степенью точности описать материю как совокупность частиц, с набором определенных свойств и характеристик, но в подобный подход сознание никак не вписывается. А как тогда быть с одушевленностью? И поскольку в мире все взаимосвязано, то возникает закономерный вопрос - как тогда одушевленность может влиять на материю? Многие научные воззрения слабо отличают мозг и его деятельность от сознания человека.Сейчас многие ученые задают подобные вопросы, как например: «Нам важно знать, что такое Сознание, потому что именно с его помощью мы изучаем Мир и создаем все вокруг. Другого способа, инструмента у нас нет. Любые технологические достижения человечества - они сделаны человеческим мозгом. Значит мы должны знать, как это происходит. Сейчас физика активно уделяет внимание изучению мозга, потому что такая сложная вещь как Сознание, в наше знание о физической картине Мира не вписывается, она никаким образом не порождает психические феномены. С этим надо что-то делать. Либо у нас правильные представления о Вселенной и о Мире, в котором мы живем, либо не правильные. И мы хотим знать, кто мы, потому что от наших собственных ментальных возможностей зависит все. Зависит социум, технологический прогресс, медицина и т.д.» ([1], от 31.01.2010г.)

   «Моделирование коры головного мозга. Для этого нужно сложить в одну картину связи всех нейронов, вещества, которые они выделяют, взаимодействия. 10 000 контактов для каждого 10 млрд. нейрона, а количество степеней свободы, которыми они обладают, превышает количество частиц в известной нам Вселенной. Вот почему для изучения тайн мозга нельзя применять лобовые атаки. Даже собрав информацию о каждом нейроне, мы получим разобранную до винтика машину, а дальше что?» [1]

   Почему человек принимает в одной и той же ситуации порой диаметрально противоположные решения? И процесс принятия решения невозможно свести только к активности отдельных нейронов или конкретным участкам головного мозга в отрыве от всего остального. «Веер конвергенции, направленный на изучение человеческого Разума, ведет к огромному всплеску социальных процессов и соответствующих изменений в массе гуманитарных дисциплин. Работа мозга - это то, что управляет всем нашим социальным поведением. В принятии экономических, политических, психологических и других решений. К примеру, принятие экономических решений изучает нейроэкономика. Нейроэкономика использует экономические модели для изучения мозга и достижения нейробиологии для построения экономических моделей» [1]. Это междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии.

   Например, для объяснения механизма зарождения мысли, необходим переход от ньютоновской механики, согласно которой мироздание функционирует как хорошо отлаженный часовой механизм, к своеобразной квантовой теории в области биологии. И наиболее близкими ко всевозможным открытиям в этой сфере сейчас находятся эпигенетика, квантовая физика и квантовая механика. То есть, чем глубже наука погружается в бескрайний океан знаний, тем быстрее она подбирает ключи к объяснению породившего ее и тем быстрее приходит понимание всеобъединяющей сути всего – Сознания.

   Решение множества сложных и перспективных проблем человечества сейчас возможно только за счет синергетического эффекта, то есть через объединение целого спектра знаний как из различных научных областей, так и новых концепций, незаслуженно обойденных вниманием. Я уверен, что человечество сейчас проходит этап «первичного» глобального объединения всех ментальных и всех чувственных наработок, что крайне необходимо для дальнейшего гармоничного сосуществования и развития на планете Земля всего человечества и других форм разума. Мне это напоминает процесс собирания единой картины из маленьких пазлов. Чем более гармоничной, то есть четко прорисованной (взаимоувязанной) будет картина, и чем меньше останется неиспользованных пазлов (вопросов разного характера), тем о большей объективности имеющихся представлений, накопленных человечеством на данный момент, можно будет говорить. И к такой более объективной картине можно прийти в одном случае, когда существующая научная картина мира сможет описать феномен сознания (и его конфигурацию), тогда ТО, с помощью чего мы и познаем этот мир станет неотъемлемой областью научных исследований.

 

2. Ключевая роль мировоззрения.

 

   В чем она заключается? И что такое мировоззрение как таковое? Давайте разбираться вместе в этом вопросе, и для этого обратимся к имеющимся представлениям об этом понятии.

   Вначале стоит вкратце упомянуть, что количество информации, накопленной Человечеством на данный момент огромно, но ничтожное количество ее осознано и понято. Не всякую информацию можно считать знанием. Под знанием понимается особая познавательная единица, как форма отношения (включая практическое) человека к окружающей его действительности. Информация в процессе обработки должна приобрести знаковую форму или выразиться с помощью других знаний, имеющихся в памяти, она должна получить определенный смысл и конкретное значение. Таким образом, в превращении информации в знание участвует целый ряд не исследованных современной наукой закономерностей, таких как регулирующих деятельность мозга различных психических процессов, а также учитывающих разнообразные правила, включающие знание в систему актуальных общественных связей и культурный контекст.

   Конечно же, знание является результатом процесса познания, имеющего собственную структуру и этапы, напрямую связанные с этапами развития человеческого общества. Человеческое познание развивается вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением и специализацией, то есть можно условно представить асимптотическую спираль, стремящуюся от краев к центру, от примитивных представлений о природе и человеке до наиболее сложноорганизованного, многоаспектного и информационно более ёмкого понимания процессов в окружающей действительности.

   В инерционном (историческом) рассмотрении человечество перешло от мифологического и языческого познания, затем от натурфилософского и религиозного, к научно-духовному познанию, где наука тесно начинает переплетаться с интуицией, как своеобразные «инь и янь». Ответим теперь на вопрос: что такоемировоззрение? Это довольно широкое понятие, включающее в себя систему ценностей и верований человека, убеждения, образ мыслей и чувств, характер и наклонности, привычки, совокупность взглядов, принципы и идеалы, весь опыт. Другими словами – это всё информационное наполнение сознания, используемое человеком ежемгновенно в любых своих выборах и отражающее творческую активность его интеллекта и чувственности.

   Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой. Теоретический уровень - это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

   В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными; как достижимыми, так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, не только отражающую действительность, но и ориентирующую на ее изменение. В процессе формирования мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства.

 

Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный.

 

   Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинаково их представление в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

   

   Традиционно мировоззрение делится на подсистемы в их взаимосвязи:

  • познавательная;

  • ценностная;

  • поведенческая.

 

   Различают также "Коэффициент интеллектуальности" мировоззрений. Он различен в зависимости от того, какую подсистему мы рассматриваем. Степень эмоциональной насыщенности «Коэффициентов интеллектуальности» также варьируется. Мировоззрения включают в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся только к интеллектуальным составляющим, но и обязательно включают все человеческие эмоции. С мировоззрением сопряжены все человеческие качества. Интегрируясь в Самосознании со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения - в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. «Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе - всего мирового сообщества». Ценностные ориентации становятся убеждениями человека после проверки опытом и конкретными действиями. В процессе своей жизни так или иначе человек определяется в своих убеждениях о себе и о Мире, и у каждого это занимает разные временные промежутки. Если человек имеет открытую познавательную позицию, гибок в своих мнениях и умеет конвергировать разные точки зрения, приводя их к общему уравновешивающему все стороны знаменателю, инициативен и открыт новым веяниям жизни, то мировоззрение такого человека имеет больший информационный потенциал, ёмкость и степень гармоничной уравновешенности между всеми фрагментами информации. Некоторые могут сказать о таком человеке как об одаренной, талантливой и эрудированной личности, имеющий ясный разум, живой ум, наряду с его душевностью, сердечностью и чуткостью. В том случае, если в мышлении человека устойчиво доминируют тенденции к закрытой познавательной позиции, то данную личность в большинстве своем можно охарактеризовать как консервативную, обладающей косностью и неповоротливостью, шаблонностью и стереотипностью мышления, зачастую имеющей отсталые и достаточно поверхностные взгляды на жизнь, боязнь нового и различные страхи перед будущим. Дуальностные характеристики познавательных позиций приведены для того, чтобы читателям было легче себя идентифицировать по характеристикам разных групп и понять, что самые важные изменения начинаются тогда, когда есть осознание и понимание необходимости изменений и/или корректировки в себе.

   Уровень сформированности и качественности Мировоззрения зависит от множества факторов, например: от возраста человека, полового признака, начального воспитания, среды обитания и здоровья, а также от наследственных (генотипическая наследственность и эпигенетическая предрасположенность) и некоторых других факторов.

  Каждой системе мировоззрения соответствует своя картина мира, и мы это с вами увидели. Это один из важных тезисов. Картины мира делятся в соответствии с мировоззренческими категориями и бывают: научной, философской, религиозной, мифологической и так далее. Таким образом, само по себе мировоззрение - это как призма, сквозь которую мы воспринимаем окружающий Мир, и в тоже время как отпечаток или фотография, на которой запечатлены все произошедшие события и опыт в жизни человека, так и ожидания будущего, и целостно отражающую его психоментальную активность в определенный жизненный период. Эта «фотография» имеет индивидуальные особенности, как в подаче информации, так и в ее интерпретации. Каждая такая «фотография» имеет отпечаток индивидуальности и имеет множество смысловых и психоментальных слоев (уровней).

 

   Еще выделяют структурные части мировоззрения:

  • Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.

  • Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира (религиозные, эзотерические, научные и так далее), пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и тому подобное.

  • Методологический уровень - высший уровень мировоззрения - включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

 

   Мы выяснили, что понятие мировоззрения – это сложная система со множеством собственных составляющих, уровней и коэффициентов. Дальнейшее раскрытие темы реферата будет направлено на рассмотрение эмоциональной и интеллектуальной насыщенности мировоззрения с точки зрения обобщенного описания таких понятий как Альтруизм и Интеллект. Подобный анализ нам позволит выстроить связь между общепринятыми представлениями о чувственной и ментальной составляющей нашего сознания с ииссиидиологическими.

   Выбранный формат этой работы не позволяет на данный момент провести объемное исследование всех имеющихся подходов к описанию Интеллекта и Альтруизма, что, конечно же, во-первых, повысило бы уровень достоверности и обоснованности выводов и заключений, а во-вторых, повысило бы у читателей информированность по рассматриваемой тематике.

3. Интеллектуальная составляющая самосознания. 

   Четкого и однозначного определения интеллекта нет. Есть разные подходы и попытки его описать и измерить. Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению и планированию на основе опыта, пониманию, применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [3]. Принято различать два основных смысла термина «интеллект» - эволюционный и дифференциальный [3]. Интеллект, это развивающаяся способность сознания, изменяющаяся в определенных пределах на протяжении жизни. Это его эволюционная характеристика. В дифференциальном смысле интеллект - характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта [3]. Интеллект, как способность, обычно реализуется при помощи других способностей: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и так далее.

 

  К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  • способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике;

  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации;

  • память, объём рабочей памяти.

 

  Выделяются биофизические параметры «интеллектуальной энергетики»: количество информации, ускорение (частота, скорость) и расстояние её передачи, - с объединением их в «формулу интеллекта».

 

   Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность[3]:

 

  1. любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

  2. глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

  3. гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

  4. логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

  5. доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

  6. критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

  7. широта мышления — способность ко всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и её многовариантности;

  8. также различают (по версии Википедии) социальный интеллект, как способность правильно понимать поведение людей. Эмоциональный интеллект - группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

 

   В определенной степени изучен интеллект и рассудочная деятельность у животных, этим направлением занимается отдельная наука - когнитивная этология. Осознанное развитие и реализация интеллектуальных возможностей человека напрямую связаны с мировоззрением.

 

4. Чувственная (альтруистичная) составляющая самосознания

 

   Альтруизм (франц. altruisme, от лат. Alter — другой, другие) – понятие, нравственный принцип, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.

   Термин введён в этику французским философом Огюстом Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Принцип альтруизма восходит к древневосточным нравственным представлениям, формулируется в христианстве («возлюби ближнего своего, как самого себя»), а в 17-18 вв. становится компонентом многих этических учений (Шефтсбери, Хатчесон, А.Смит, Ж. Руссо и другие). В истории морального сознания человечества принцип альтуризма имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотношений индивидов, противодействуя влиянию частнособственнических интересов и других общественных тенденций, разделяющих людей, формировал сознание людей в духе бескорыстного служения друг другу. Альтруизм сохранил это значение вплоть до буржуазного общества, где распространяется на область частной благотворительности и личных услуг. С другой стороны, всякая попытка представить принцип альтруизма как путь преобразования антагонистического общества на внеэгоистических началах, в конечном счёте, вела к идеологическому лицемерию, скрывала антагонизм классовых отношений. В условиях социализма принцип альтуризма сохраняет значение главным образом в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат «...не их «ближним», а «дальним», то есть всему обществу в целом...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 22).

   Русский философ Владимир Соловьев в работе «Оправдание добра» обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма, согласно В. С. Соловьёву, может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою.

   Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.

   Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому человеку, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.

   Кроме доброй воли и сострадания, альтруистические поступки нередко совершаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

   Мотиваций к проявлению человеком альтруизма может быть множество. Альтруизм в нас закодирован даже на генном уровне, но это примитивный альтруизм и не предполагающий интеллектуальных предпосылок. Клетки и все органы нашего организма также функционируют на абсолютно альтруистичной основе. Это естественное проявление Жизни и один из законов Вселенной: «Чем больше и искреннее отдаешь, тем больше пребывает, чтобы отдать еще больше!». Это смысл существования всех энергий вокруг в их круговороте, нескончаемом обмене, качественном видоизменении и преобразовании. Альтруизм - это состояние «ОТДАВАНИЯ и привнесения» всего лучшего, что у меня есть, в жизнь другого человека, и это целым каскадом благородных поступков отражается в обществе.

 

5. Необходимость синтеза Интеллекта и Альтруизма в своих выборах.

   На тему проявления Альтруизма и Интеллекта в социуме снято большое количество различных видеоклипов, популяризирующих подобный образ отношений и жизни. И, к сожалению, пока крайне мало создано познавательных фильмов на эту тему, рассказывающих о ценности интеллектуально-альтруистичной модели поведения, о важности такого образа мышления для каждого индивида и общества в целом. Тревожит и настораживает старательное молчание и отсутствие реальных исследований социологов, психологов в различных научных областях, НАПРЯМУЮ связанных с повышением качества социальных отношений в обществе. Совершенно ясным для понимания научными светилами, политиками разных уровней, социологами, должен был стать факт о кричащей необходимости реализации целенаправленных действий по улучшению социально-психологического климата общества, интеллектуального уровня населения и целого ряда вопросов связанных с этим.

   Для многих уже стало нормой, когда мы, к примеру, с легкостью помогаем пожилому человеку в транспорте, готовы уступить место, пропустить в очереди, помочь пройти через пешеходный переход, накормить голодных дворняг, поделившись остатками еды и так далее. Но «слепое», бездумное проявление альтруизма может принести больше вреда, чем пользы. То есть необходимо порой глубоко задумываться над интеллектуальной составляющей любого осознанного альтруистичного акта и не только своего. Это порождает еще одно очень важное внутреннее качество человека как Ответственность. Без культивирования в себе этого качества все наши попытки сделать жизнь счастливее и лучше будут носить очень кратковременный и поверхностный характер и не будут направлены на решение действительных причин, порождающих экономические, экологические, социальные и другие кризисы. Ведь, как известно, любой кризис – это прежде всего кризис мировоззрения, когда жизнь уже порой в крайней форме и настойчиво показывает результаты устаревших представлений, что уже давно пришла пора менять на более новые, совершенные и гармоничные.

   К примеру, в межличностных взаимоотношениях - это проявление матери по отношению к своим детям, и без интеллектуальной подхода в этом вопросе мать порой просто не видит, КОГО же она своим всепокрывательством и потаканием воспитывает, и не понимает, как усложняет жизнь ребенку в Будущем. Также отсутствие интеллекта в альтруистичных выборах, тем более, если это происходит методично, приводит к мощному развитию в человеке, к которому обращен альтруистичный поступок, эгоистических, потребительских, иждивенческих тенденций. В таком случае альтруизм просто начинает вредить другой личности, которая может играть на жалости к себе и всячески манипулировать этим другими.

  Это сложный и неоднозначный нравственный вопрос: между тем, чтобы не быть безразличным к нуждающимся и тем, чтобы помощь была действенной и достаточной, чтобы помочь человеку «встать на ноги» или разобраться с какой-то сложной, произошедшей в его жизни, ситуацией и вместе двигаться дальше. Ведь даже помощь советом в нужный момент это уже альтруистичное проявление интеллекта. В любом случае каждый решает эту задачу для себя сам и получает свой, необходимый для него, опыт.

   В силу того что интеллект и альтруизм также присущ животному миру, где идет борьба за выживание, то человек неосознанно и часто осознанно копирует поведение животных (наличие разнообразнейших хищнических тенденций в поведении людей), тем самым тормозя не только собственное развитие, но и всей цивилизации. Ведь применение интеллектуальных способностей без их глубокого синтеза с чувственной и с сердечной заботой привносит в жизнь столько очередных «злых гениев», разного рода «интеллектуальных и моральных уродов», приводит к паразитическому истреблению природных ресурсов и многим другим нежелательным последствиям. Когда ученый, творя свое изобретение, мало заботится о том вреде, которое оно может принести другим формам жизни, он показывает явный пример интеллектуального перекоса в ущерб чувственной составляющей. И подобных трагических примеров применения перекошенно-интеллектуальных способностей (считай агрессивных) в истории развития человеческой цивилизации очень много.

    

   Синтез интеллектуальных способностей с высокочувственными – это естественный, эволюционный этап гармоничного единения правого и левого полушарий, что ведет к мощному раскрытию в сознании человека Интуиции и пониманию Ответственности за всё, что нас окружает.

 

  Плодами такого единения становятся поистине величайшие открытия и социальное подвижничество на благо всех людей планеты и всех других форм разума. Мы приходим к эре, где мы осознанно можем сделать нашу жизнь лучше!

   Интеллектуально-альтруистичные тенденции в обществе нарастают как снежный ком и обретают все больший вес и популярность. Проекты, направленные на интеллектуально-альтруистичное развитие всех людей планеты, уже набирают силу, и один из них - это международный проект МИЦИАР «Айфаар»(Международный информационный центр Интеллектуально-Альтруистичного развития).

   Именно появление такого знания, как ииссиидиология дает НОВОМУ мировоззрению, основанному наВысокочувственном Интеллекте и Высокоинтеллектуальном Альтруизме детальную информационную базу. В ней детально объясняется значимость двух ключевых составляющих нашей внутренней человеческой сути: это высокоальтруистичный Интеллект и высокоинтеллектуальный Альтруизм, которые, будучи выраженные в ежедневном принятии решений, постепенно, шаг за шагом меняют наш путь развития на более осознанный и целеустремлённый. Что или кто меняет наше общество к лучшему в плане совершенствования наших представлений о смысле существования каждой личности? Это могут быть только люди, вдохновлённые жаждой позитивизма и творческой инициативой посвятить свою жизнь на благо всех людей.

   Всестороннее расширение в научном сообществе существующих представлений (детально и концептуально описываемых в ииссиидиологии) о законах природы, начиная с 4-х фундаментальных взаимодействий, о возникновении энергии, пространства и времени. В этом знании аргументируются новейшие представления о многомирии, о природе реликтового излучения, чёрных дыр и квазаров, о сложнейшей иерархии и взаимосвязях элементарных частиц, структурирующих нашу материальность, переопределяются такие понятия, как мерность, континуум, энтропия, частота, геном, сознание.

   Вся информация, изложенная в книгах Ориса, взаимосвязана, как с научной точки зрения, так и с гуманитарной. Решение целого спектра актуальных социально-экономических вопросов возможно на основе альтруистично-интеллектуального базиса, утверждающего и развивающего нравственно-этические нормы общества. В частности, предлагается уникальная интерпретация причин всех психических и физиологических процессов, происходящих в организме человека. Но наиболее определяющей, ключевой для духовно-интеллектуального развития, концепцией в ииссиидиологии является интерпретация зарождения Самосознания, которую можно принять в науке как «космическую гипотезу возникновения мироздания».

   Решению подобных вопросов в своем творчестве уделяли пристальное внимание многие ученые, философы и мыслители, такие как Вернадский В.И. (Учение о Ноосфере), А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, Пьер Тейяр де Шарден, И.А.Ефремов (1908-1972), философский аспект развивали такие ученые, как В. С. Соловьёв, И.Кант, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, С.Булгаков, С.Франк, работы академика А.А.Ухтомского и многих других. На современном этапе внимание развитию интеллектуальных способностей с необходимостью синтеза с чувственностью уделяли и уделяют такие известные авторы, как Эдвард де Боно («Шесть медалей оценки», «Серьёзное творческое мышление», «Шесть шляп мышления», многие его методики активно используются как в США, так и в некоторых европейских странах на уровне школьного образования и отдельных корпораций), Тони Бьюзен («Могущество духовного интеллекта», «Супермышление»), М.Б.Менский («Сознание и квантовая механика»), П.Гаряев, Ошо и другие. Огромный вклад в область «Этики Характера» внес Стивен Кови («7 навыков высокоэффективных людей», «Восьмой навык. От эффективности к величию» и многие другие).

   

   Говоря о необходимости синтеза (соединения) интеллектуальности и чувственности мы подошли к более детальному описанию ииссиидиологических концепций, раскрывающих энергоинформационную природу сознания, его уровни, а также раскрывающих мировоззренческие аспекты в межличностных отношениях.

   

   Отличительной особенностью ииссиидиологии, в добавление к творчеству перечисленных авторов, является концептуальный подход, описывающий как саму природу возникновения, так и дальнейшую эволюцию сознания человека. Автор предлагает целостную систему детально взаимосвязанных взглядов на весь окружающий нас мир – от Вселенной до кванта, расписывая ее именно с позиции сознания и разума. Мировоззренческий аспект человеческих отношений в ииссиидиологии очень ярко и подробно описывается автором в 15 томе «Бессмертие доступно каждому». В этом томе детализируется первостепенность и показывается важность в проявлении каждым человеком на пути его развития Интеллекта и Альтруизма. На жизненных примерах описываются возможно-реальные последствия отсутствия (деградации) или перекоса в сторону одного из этих двух составляющих самосознания в наших выборах.

 

 

Заключение

 

   Пришло время становления новой парадигмы науки и образования в целом. Необходимость формирования интеллектуально-альтруистичного мировоззрения и выработка толерантной мировоззренческой позиции человека, привлечения внимания к гуманитарному образованию - все это требует разработки концепции становления и методологии НОВОГО мировоззрения и построение теории сознания и личности. Анализ существующих концепций указывает на отсутствие целостного подхода, удовлетворяющего всем предъявляемым требованиям. Разработка такой концепции с точки зрения категорий, принципов, методов рефлексии позволяет привлечь категориальный аппарат философии. Каким должно быть миропонимание и мировоззрение XXI века? Оно должно быть неклассическим, синергетическим, ноосферным, эволюционным, инновационным, гибким и креативным, для того, чтобы стать всеобщим основанием единой науки и единого образования. На мой взгляд, единственная концепция, гармонично сочетающая в себе и детально раскрывающая духовные аспекты человеческого развития с интеллектуальным – это ииссиидиологическая.

  «Концепция представляет научное мировидение и общую (единую) картину мира, занимающую доминирующее положение в системе мировоззрения как целостность. Целостность мировоззрения имеет предпосылками целостность научного знания, идеи коэволюции - сопряженного и взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Для создания целостного мировоззрения необходим трансдисциплинарный подход, и синтез выводов гуманитарных, естественных наук, а также всех форм современной культуры. Более того, нельзя забывать, что научная картина мира конвергирует с картиной жизни и картиной человека, связывая основания науки о мире с экзистенциональными основаниями самого человека». [7]

   Акцент на формировании именно ииссиидиологической картины мира обоснован структурой самого знания и целостностью предлагаемого мировоззрения, универсальностью идей и взглядов - теории возникновения сознания и его эволюции, а также развития и взаимосвязи сложных систем любой природы. Главным отличием ииссиидиологического миропонимания в противовес классическому пониманию мира, для которого нет понятия настоящего, прошлого, будущего, являются понятия пространства и времени, роль сознания и информации в любых явлениях природы и общества. Данные вопросы очень детально изложены и объяснены в «Основах Ииссиидиологии».

   Одной из задач проведенного исследования было выявить важность и актуальность рассматриваемой темы реферата и показать круг острых социальных проблем и вопросов, и как мало человечество действительно понимает, осознает и делает, как в направлении их решения, так и освоения своего истинно человеческого потенциала. Важность осознания смены мировоззрения в масштабах человечества огромна, также велика потребность в реализации конкретных шагов и действий по активному развитию в каждом из нас высокочувственного интеллекта и высокоинтеллектуального альтруизма.

   Интеллектуально-альтруистичный тип жизненного творчества способствует развитию более качественной альтруистичной чувственности на фоне гармоничной позитивной интеллектуализациисамосознания «личности», благодаря чему она начинает глубже воспринимать окружающую действительность и более гармонично ощущать себя в неразрывной связи с окружающим её миром. Пока не придет осознание этого, на Земле будут продолжаться войны и насилие, нищета и голод, несправедливость и разруха. Существует огромное множество путей нашего общего развития, где главенствующее интеллектуально-альтруистичное мировоззрение, реализуемое в наших выборах, позволяет без огромных временных и материальных затрат сделать жизнь человечества лучше. Эволюция нашего коллективного разума через развитие в себе интеллектуально-альтруистичного восприятия неуклонно ведёт нас к значительному увеличению сроков жизни и насыщенной творческой деятельности, а впоследствии, за счет научных открытий в различных областях науки, удастся реализовать физическое бессмертие человека.

   Для этого уже сейчас нам всем нужно научиться определять качественную динамику большинства наших выборов: являются они в большей степени альтруистичными и разумными или же, — по каким-то из направлений жизненного творчества, - оставляют желать много лучшего. Устойчивое состояние устремлённости к духовному и интеллектуальному самосовершенствованию, уверенно основывающееся на знании ииссиидиологии, очень сильно помогает ускорить динамику этого индивидуального эволюционного процесса.

   В заключение еще хочется добавить, что информация, положенная в основу всех мировых религиозных верований, эзотерических концепций и духовных мировоззрений, является слишком поверхностной и далёкой от тех уровней понимания, которые действительно позволяют по-настоящему понять, глубоко осмыслить суть происходящих процессов и все причинно-следственные связи. А обоснование принципов своего мировосприятия только на том, что именно «так» (по преданиям!) в течение многих тысячелетий поступали все «просветлённые люди», и старания во всём в точности подражать им, ничуть не продвинули нас к глубокому пониманию тех истинных Причин, Законов и Принципов, благодаря которым всевозможные желания проявляются в нашем самосознании, а затем реализуются и преобразуются через него.

   Мотивированность каждым из нас глубокими интеллектуально-альтруистичными воззрениями, являющимися фактически наиболее эволюционно более зрелыми и основанными на интегральном подходе, а также учитывающими весь накопленный человечеством опыт и множество конструктивных концепций, позволяет ставить перед человечеством долгосрочные гуманитарные цели и достигать их, в отличие от широко популяризируемых и используемых «сейчас» подавляющим большинством людей ложного «потребительского» мировоззрения и «гламурных» человеческих ценностей.

   Сделать жизнь гармоничной, светлой, позитивной и интеллектуальной - это действительно трудная, но выполнимая Задача, если взяться за нее всем вместе. Эта Задача требует, помимо терпения, неудержимого желания и высокой целеустремленности, наличие мудрости, многогранных и глубоких знаний и любви к жизни! К жизни, в которой медицина борется не с последствиями, а эффективно устраняет причины заболеваний и максимально продлевает срок биологического существования, где уже найдены безграничные источники свободной энергии, а все отношения между людьми насыщены любовью, добротой, взаимопониманием, открытостью, чуткостью, поддержкой и Единством - в общем устремлении бесконечно жить и гармонично развиваться! [16] Распространение МИЦИАРов «Айфаар» по всей планете несет в себе высшую гуманную цель, способную духовно преобразить всё Человечество и вдохнуть Веру в собственные возможности и безграничный творческий потенциал каждого. МИЦИАРы открывают эру нового, человеческого, интеллектуально-альтруистичного, всепланетарного мировоззрения! [16]

 

 

Автор: Склаилффууллс.

 

Используемые источники:

 

  1. Передачи научного-публицистического характера «Истории из Будущего» (РФ, «5 канал», С-Петербург, 2010-11 гг.)

  2. Фильм «Живая Матрица – Наука исцеления» (The Living Matrix), 2009 г.

  3. http://ru.wikipedia.org

  4. Эпигенетика. Александр Вайсерман http://www.moikompas.ru/compas/avaiserman

  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/590/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2

  6. http://slovari.yandex.ru/

  7. http://www.monographies.ru/7-82

  8. Орис, Ииссиидиология, «Бессмертие доступно каждому» 15 том.

  9. Арутюнян М. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы / М. Арутюнян // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 32-37.

  10. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. - СПб.: Астерион, 2003. – С. 592

  11. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - C. 82.

  12. Савицкий, И.П. О философии глобального образования / И.П. Савицкий // Философия образования для XXI века. - М., 1992. - C. 10.

  13. Кондратьев К.Я. Экодинамика и геополитика. Т. I. Глобальные проблемы / К.Я. Кондратьев, В.К. Донченко. - СПб., 1999. –С. 1032

  14. Субетто А.И. Ноосферизм. Т. 1. Введение в ноосферизм / А.И. Субетто. - СПб.: ПАНИ, 2001. – с. 537

  15. Субетто А.И. Ноосферный императив в системе качества социально-гуманитарного образования в университетах России в XXI веке / А.И. Субетто. - М.: Академия Тринитаризма, Эл. № 77-6567, публ. 10169, 24.12.2002.

  16. http://ayfaar.org/component/k2/item/362-mezhdunarodnye-informatsionnye-tsentry-intellektualno-altruistichnogo-razvitiya

  17. http://www.km.ru/referats/51EDE79B9A83440E8D77B6ECFA17EC0B - Основные функции науки. Ее социальная роль. Андреева С.А.