Связи с наукой \ Физика \ Исследовательские статьи \ Квантовая физика \ К вопросу об ииссиидиологической интерпретации квантовой физики.

К вопросу об ииссиидиологической интерпретации квантовой физики.

Оглавление:

1. Введение. Проблематика. Актуальность темы. Постановка задачи.

2. Квантовая физика и предмет её изучения.

3. Ииссиидиологическая интерпретация квантовой физики.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение. Проблематика. Актуальность темы. Постановка задачи.

Роль физики в современном мире чрезвычайно велика [1]. Одним из определяющих показателей развития цивилизации является уровень развития её технологий. Заслуживающей внимания классификацией технологического развития цивилизации является шкала Кардашева [2]. Практически всё, чем отличается современное общество от общества прошлых веков в плане использования природных ресурсов, а значит, технологий, появилось в результате применения на практике физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов, сначала обычных, а затем мобильных, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров, открытия в атомной и ядерной физике дали ядерную энергию и атомные электростанции.

Возможности нашего творчества обеспечены успехом науки и техники.

Человечество сейчас на пороге создания нового класса технологий – квантовых технологий.

Сейчас же наше сообщество стоит на пороге появления технологий нового уровня – квантовых технологий[3], к наиболее известным видам которых относят квантовый компьютер, квантовую криптографию, квантовую телепортацию, квантовую метрологию, квантовые сенсоры и квантовые изображения. В основе принципов работы данных технологий лежат специфические особенности квантовой физики – так называемые квантовые принципы. К ним обычно относят: дискретность (квантованность) уровней энергии (квантово-размерный эффект, квантовый эффект Холла), принцип неопределённости Гейзенберга, квантовая суперпозиция чистых состояний систем, квантовое туннелирование через потенциальные барьеры, квантовую сцепленность (запутанность) состояний.

Знание наук о мире ещё очень далеко от полноты описания реальности.

Квантовая физика является одной из наиболее интересных физических теорий, поскольку её «квантовая логика» (стоит вспомнить лишь о коте Шредингера), то есть принципы динамики квантово-механических систем не согласуются с обычной для нас классической логикой, основанной на принципах линейности и однозначности.

Упрощённая иллюстрация принципа квантовой запутанности. Условные кубики, находящиеся в запутанном состоянии, при одновременном броске выдавали бы одинаковые, но случайные значения (иллюстрация A. Franzen, Albert Einstein Institute)

Квантовая логика не сочетается с привычным классическим мышлением.

О полноте квантовой физики как теории рассуждали в своей знаменитой работе 1935 года Эйнштейн, Подольский и Розен [4]. Именно в тот период среди учёных велась активная дискуссия о природе окружающей реальности. Эйнштейн и его коллеги считали, что существуют некие «элементы реальности», соответствующие окружающей действительности, и все параметры которых определены еще до измерения наблюдаемых (под наблюдаемыми в физике понимаются измеряемые характеристики объектов окружающего мира, например координата, спин). Такой взгляд на мир называют детерминизмом или предопределённостью. Класс теорий, которые описывают детерминистическую реальность, называют теориями со скрытыми параметрами. Квантовая физика же является вероятностной теорией, где считается, что реальность не является фиксированной (предопределенной) заранее, а находится в определённом суперпозиционном состоянии возможных результатов, и что измерение «создает» реальность, выбирая тот или иной вариант, но не целенаправленным выбором, а лишь на основании вероятностных законов[I].  Такой процесс, как известно, называется коллапсом волновой функции. Долгое время, с момента выхода работы Эйнштейна и его коллег, в физике проходили дебаты о природе реальности, и лишь после опытов А.Аспекта 1980-х [5], где экспериментально было показано, что класс теорий со скрытыми параметрами не описывает корректно физическую реальность, но квантовая физика описывает, считается, что природа окружающей действительности является вероятностной. К слову, ответ на вопрос о том, а какова природа вероятностей, что определяет именно «такое» поведение систем, физика дать пока не может.

Квантовая теория успешна на практике: математический аппарат позволяет делать предсказания поведения квантово-механических систем.

Сегодня успешность квантовой теории в описании явлений микромира в масштабах от элементарных частиц до молекул, теории сверхпроводимости и сверхтекучести, ни у кого в физическом сообществе не вызывает сомнений. Математический аппарат квантовой физики позволяет делать предсказания результатов поведения квантово-механических систем, что многократно и стабильно повторяется во множественных экспериментах. Как известно, именно предсказанная из теории повторяемость результатов определённых экспериментов и подтверждение этого на практике являются ключевым аргументом в пользу подлинности любой теории. Как говорится, практика – критерий истины.

Раскол среди учёных начинается при попытке дать интерпретацию математического аппарата простым языком.

Но, несмотря на существующий успех теории, в физическом сообществе присутствует раскол в понимании квантовой физики. Он начинается тогда, когда делаются попытки понять математический аппарат теории, т.е. дать его интерпретацию на обычном языке. Неудовлетворенность некоторых физиков философскими следствиями этого аппарата приводит к попыткам его изменения — введению скрытых параметров, отказу от принципа суперпозиции, расширению квантовой теории введением случайных историй[II] и других типов изменений аппарата квантовой теории [6].

Таким образом, квантовая физика успешно описывает многие процессы на уровне микромира, но однозначной, понятной интерпретации квантовой теории (постулатов этой теории), в современной науке нет. Наличие целого ряда различных интерпретаций, и тянущееся уже многие годы противостояние их приверженцев говорит о кризисе понимания, отсутствии качественно радикально новых идей, способных внести ясность в данную область науки. Следовательно, актуальным является появление такой теории, таких представлений, которые смогли бы разрешить существующие противоречия в квантовой теории, и этим открыли бы дорогу не только к дальнейшему развитию теории, но и разработке и созданию качественно нового класса технологий.

В 2008 году появилось и активно развивается такое мультидисциплинарное направление, как ииссиидиология[7]. Ииссиидиология, как система представлений об окружающем мире и о человеке, является интуитивно-абстрактной платформой для новейших научных путей познания окружающего мира. Поскольку основным источником получения новой информации в ииссиидиологии является целенаправленное использование исследователем своей интуиции, то полученные таким образом сведения имеют реальную возможность дать качественно более объективные объяснения рассматриваемых вопросов.

В задачи данной работы входит, во-первых, формулировка определения квантовой физики как научной дисциплины, обозначение её научных задач. Далее, дав ииссиидиологическое определение понятия «объекта окружающей действительности», вторая задача работы – дать ииссиидиологическую интерпретацию квантовой физике.

Учитывая ограниченный объем статьи, рассуждения в ней нисколько не претендуют на полноту, а являются лишь указателями, первыми ориентирами для дальнейших исследований в данном направлении. Также в моей статье будут отсутствовать любые математические выкладки, потому что задачей является подача интерпретации квантовой теории именно простым языком.

[I] Читателю, не знакомому, либо давно не имевшему дело с понятием «вероятность», предлагаю ознакомиться или обновить в памяти основы теории вероятностей.

[II] Под расширением квантовой теории введением случайных историй имеется ввиду космологический подход Гелл-Манна, Хартла. См. Bohm D, Hiley B J, The Undivided Universe: an Ontological

Interpretation of Quantum Theory (London: Routledge, 1993); Gell-Mann M, Hartle J Bб Phys.Rev.D 47 3345, (1993).

2. Квантовая физика и предмет её изучения

Ква́нтовая фи́зика — раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения.

Предлагаю вспомнить (или узнать), что же такое квантовая физика по определению, что общего и в чем главное отличие между квантовой механикой и квантовой теорией поля. Квантовая физика — это раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения [8]. Известно, что классическая механика, успешно описывающая системы макроскопических масштабов, не способна описать все явления на уровне фотонов, электронов, атомов и молекул. Квантовая механика адекватно описывает основные свойства и поведение атомов, молекул, конденсированных сред, и других систем с электронно-ядерным строением. При этом квантовая механика также способна описывать поведение электронов, фотонов, а также других элементарных частиц, однако более точное релятивистски инвариантное описание превращений элементарных частиц строится в рамках квантовой теории поля (КТП). В отличие от квантовой механики, «частицы», как некие неуничтожимые элементарные объекты в КТП, отсутствуют. Вместо этого основные объекты здесь — векторы фоковского пространства (гильбертового пространства состояний), описывающие всевозможные возбуждения квантового поля [9]. Аналогом квантово-механической волновой функции в КТП является полевой оператор, способный действовать на вакуумный вектор фоковского пространства и порождать одночастичные возбуждения квантового поля. Физическим наблюдаемым здесь также соответствуют операторы, составленные из полевых операторов.

Таким образом, квантовая физика изучает и описывает динамику объектов микроскопических масштабов – от элементарных частиц до атомов и молекул (квантовая механика), квантовых (или квантованных) полей (КТП). Динамика этих объектов происходит в моделируемом пространстве состояний. В данном случае - это гильбертово пространство состояний. Не сложно увидеть, что ключевыми в данном рассмотрении являются понятия «объекта» (элементарной частицы, атома, молекулы, квантованного поля) и «пространства состояний». Одним из наиболее простых пространств состояний является такое, которое отображается в пространство-время [10], то есть дающее возможность описания мировой линии [11] того или иного объекта.

Таблица ключевых понятий квантовой механики и квантовой теории поля:

Ключевые понятия Квантовая механика Квантовая теория поля
[микроскопические] объекты окружающего мира

Элементарные частицы

(как некие неуничтожимые объекты)

Возбуждения квантового поля(вакуума)
Состояние объекта [описывается с помощью] Волновая функция (математический объект)

Полевой оператор

(математический объект)

Возможные состояния системы [описываются]

Пространство состояний

(математический объект)

Пространство состояний(математический объект)
   Определённое состояние в пространстве состояний определяет наблюдаемые характеристики объекта: координаты, импульс, проекцию спина, энергетический уровень и так далее.

3. Ииссиидиологическая интерпретация квантовой физики

Что же под «объектами окружающей действительности» понимается в Ииссиидиологии, и что она может сказать про «пространство состояний»?

Итак, согласно ииссиидиологии, каждый объект окружающей действительности — это определённый набор специфических качественных сочетаний Фокусов [III] (иисс.[IV]) фрагментированной Энерго-Информации (иисс.), разнокачественно взаимосвязанных между собой за счет высокой степени сочетаемости и идентичности (1.0259, [12]).  Фокусы представляют собой  отражения  диссонационных состояний (иисс., условных качественных отличий) между «проекциями» информационных фрагментов, структурирующих Фокусную Динамику (иисс.) Высшего Разума Мироздания (иисс., Высший Разум Мироздания соответствует сознанию Мироздания; в ииссиидиологических представлениях постулируется наличие сознания у любого материального объекта, начиная от элементарных частиц, атомов, молекул и заканчивая звездами, галактиками и Вселенной, то есть мирозданием) (1.0768, [12]). Синонимом Фокусной Динамики является понятие об инерционных перефокусировках (иисс.). Упрощенно перефокусировки представляют собой непрерывную и целенаправленную смену активности в Самосознании (иисс.) определённых СФУУРММ-Форм (иисс., субъективные Представления, «точки зрения» на что-то (1.0355, [12]; 2.0021, [13]).

В Фокусной Динамике Высшего Разума Мироздания субъективно меняется «картина» последовательности активизации взаимосвязей между всеми «проекциями» фрагментов Информации (иисс.). Внутри каждой из активизируемых в Фокусной Динамике «проекций» информационных фрагментов (иисс.) присутствуют участки, которые сразу не могут прийти в способное к сочетанию по отношению к «проекциям» других фрагментов состояние. Такие участки образуют своеобразную качественную разницу, — Фокусы. Фокус есть неустойчивое состояние, синоним Энергии (иисс.), обладающей внутренним потенциалом прийти в уравновешенное состояние за счёт установления взаимосвязей с другими Фокусами, которые несколько иначе отражают тенденции, в какой-то степени свойственные и ему (1.0768, [12]).

Объекты окружающей действительности – это наборы Фокусов фрагментированной Энерго-Информации.

Подытоживая, скажу, что объекты окружающей действительности в ииссиидиологии – это наборы Фокусов фрагментированной Энерго-Информации. Фокусы – неустойчивые состояния фрагментов Информации, отражающие условную качественную разницу между сочетающимися фрагментами. Безусловно, глубоко ответить на вопрос о понятии «объектов реальности» в двух абзацах не представляется возможным. Не исключено, что у читателя возникло больше вопросов, чем появилось ответов. Например, такие вопросы:  по каким принципам осуществлена фрагментация Энергии и Информации? Как сочетаются между собой информационные фрагменты? Каковы характеристики этих сочетаний? А также десятки других вопросов. Прошу читателя воспринимать такое изложение лишь как ориентир, направление для дальнейшего самостоятельного изучения информации ииссиидиологии.

Поскольку определения «объектов окружающего мира» в работе дано через понятия «Энерго-Информация», «информационные фрагменты», кратко рассмотрим эти понятия. Ответ на вопрос, откуда появилась энергия и что она представляет по своей природе, лежит в понимании фундаментальных для ииссиидиологии понятиях резонационности (равновесности) и  диссонационности (неравновесности) Формо-систем (иисс.). Эгллеролифтивное (иисс., отражающее интеграционные тенденции) состояние Энерго-Плазмы (иисс., см. далее по тексту) демонстрирует нам одно из самых важных её свойств — стремление к абсолютному равновесию (резонансу, симметрии, балансу), и любое отклонение, стимулирующее малейший диссонанс, дисбаланс и асимметрию, инициирует возникновение Фокусной Динамики, которая является источником Энергии, обеспечивающей её (Фокусную Динамику) определённой эгллеролифтивной (эволюционной) направленностью для возврата всей системы в уравновешенное состояние. (1.0419, [12]). Энерго-Плазма – это одновременно: энергоинформационная основа, универсальный способ, изначальная причина, закономерное следствие многомерного проявления всей бесконечной совокупности Форм Самосознаний (иисс.) Коллективных Разумов Космических Сущностей, которая является Универсальной Сверхразвитой Субстанцией (иисс.) Космической Сущности Мироздания (1.0037, [12]). Изначально Информация в ииссиидиологии представляет собой бесконечную совокупность неделимых и дискретных разнородных информационных ССС-фрагментов (иисс.), инициируемых к бесконечно разнообразной Творческой Активности (иисс., динамике) бесчисленным множеством Импульс-Потенциалов (иисс., «векторов» качественного взаимодействия Информации) (1.0420, [12]). ССС-фрагменты, или просто информационные фрагменты, происходят из изначальных внутренних свойств, присущих Информации (1.0661, [12]).

Таким образом, Энергия является отражением некого глобального диссонанса, отклонения от равновесного состояния во внутреннем состоянии Энерго-Плазмы, которая является и основой, и способом проявления всех объектов окружающей действительности – Форм Самосознаний (в нашем диапазоне мерности – от элементарных частиц до Вселенной). Ииссидиологическое понятие «Форма Самосознания» также может полноправно использоваться как определение «объекта окружающей действительности». В таком понятии же делается акцент на то, что любая Форма (иисс.), любой объект окружающего мира, как постулируется в ииссиидиологии, обладает присущим ему сознанием определенного типа. Это один из примеров, где ииссиидиологические представления радикально отличаются от общепринятых сегодня в науке.

Информация же является изначально совокупностью уникальных разнородных информационных ССС-фрагментов – «объектов», обладающих специфическими характеристиками. Сложность заключается в том, что говорить о каком-либо пространстве, среде нахождения и проявления этих «объектов» с позиции наших привычных представлений некорректно, так как сами Пространство и Время (как среда для проявления и динамики объектов реальности) являются результатом специфического взаимодействия этих ССС-фрагментов.

Что же можно сказать о понятии «пространство состояний» с позиции ииссиидиологии? Напомню, что пространство состояний в предыдущей части работы было определено, как совокупность возможных состояний определенной системы, объекта или совокупности объектов. Каждое состояние объекта (в ииссиидиологии –  Формы Самосознания) соответствует определённой Конфигурации (иисс.) данной Формы Самосознания. Проводя аналогию между физикой и ииссиидиологией, определенную Конфигурацию Формы Самосознания можно рассматривать как определённое состояние рассматриваемого объекта в пространстве состояний. То есть каждое состояние объекта (Формы Самосознания) соответствует определённой Конфигурации данной Формы Самосознания. Совокупность всех возможных состояний (Конфигураций) объекта представляет собой его сллоогрентную (иисс., [12]) Конфигурацию.

Теперь читателю должно стать понятно, что в ииссиидиологии при рассмотрении любого объекта окружающей действительности (любого масштаба, от элементарных частиц до Галактик и Вселенной) учитывается его сложнейшая внутренняя энергоинформационная структура. Подробное изучение внутренней природы «элементов реальности» позволяет выявить их разные «внутренние наполняющие» (информационное содержание, наполнение), которые, кстати, и являются направляющими и определяющими принципы динамики, взаимодействия между собой этих «объектов».

Как одна из альтернатив, введение в модель (в уравнения) квантовой физики, например спектральных, по Аспектам разных Чистых Космических Качеств (иисс., [12]), характеристик вывело бы квантовую теорию на качественно новый уровень, что, однако, представляет собой очевидно нетривиальную задачу.

Исходя из текста видно, что представления ииссиидиологии об объектах окружающего мира в огромной степени отличаются от представлений современной науки. В тексте были затронуты лишь некоторые из таких отличий, а именно: постулирование уникальности любого объекта окружающего мира (в том числе любой элементарной частицы) за счет специфической Конфигурации информационного «наполнения» каждого объекта, а также постулирование наличия у каждого объекта реальности присущего ему Самосознания. За более подробной информацией об этих и других представлениях направляю читателя к текстам книг ииссиидиологии [12, 13].

[III] Многие термины в Ииссиидиологии пишутся с большой буквы. Написание с большой буквы означает, что в слово вкладывается не общепринятое понимание, но ииссиидиологическое.

[IV] Тут и далее, «иисс.» означает, что данное слово — ииссиидиологический термин.

4. Заключение

В работе были  рассмотрены понятия «квантовая физика», «квантовая механика» и «квантовая теория поля». Было показано, что сутью квантовой физики является моделирование динамики поведения объектов микроскопического масштаба (напр., элементарные частицы, атомы, квантованные поля) в пространстве возможных состояний. Далее, кратко, насколько было возможно, дано ииссиидиолоческое определение понятий «объект окружающей действительности», «пространство состояний» и ряд фундаментальных понятий, стоящих за ним («Фокус», «Энергия», «Информация», «Фокусная Динамика», «Энерго-Плазма»).

На основании затронутых вопросов в работе можно составить таблицу со сравнительными характеристиками квантовой физики и ииссиидиологии, как концепций, описывающих динамику объектов окружающей действительности:

Ииссиидиология Квантовая физика
Основана на прямом (субъективном) восприятии окружающего мира и процессов в нём. Использует математическую модель, умственные построения.
Потенциально учитывается многомерная сллоогрентная разнокачественная структура «элементов мироздания». Модель учитывает небольшое ограниченное количество свойств, которые человек может воспринять либо измерять приборами.
Каждая частица индивидуальна.
Электрон электрону – рознь
Элементарные частицы одного типа тождественны.

Постулируется, что каждый объект окружающего мира самосознателен.

Считается, что частицы не имеют сознания и свободы выбора, подчиняются определённым законам.
Базируется на концепции многомирия. Многомирие  постулируется, но утверждается, что при развитии системы восприятия оно становится «осязаемо». Идут споры, как устроен мир. Эксперимента для подтверждения/опровержения многомирия не предложено.

К стадии продумывания и проведения экспериментов ещё не подошла.

Экспериментально успешна и признана многими учёными, несмотря на противоречия в понимании фундаментальных принципов теории.

Сравнивая представления об объектах окружающей действительности в квантовой физике и в ииссиидиологии, мы видим, что квантовая теория ограничилась учётом лишь малого количества признаков (что, в частности, привело к представлению о тождественности, полной идентичности элементарных частиц одного вида) этих объектов, сведя их к условному конечному набору (координата, импульс, спин, четность, заряд, прочее). С одной стороны, такая ограниченность дала возможность сосредоточиться на соответствующих свойствах объектов при описании, и в итоге развить математический аппарат, способный предсказывать поведение тех или иных систем, что, в свою очередь, стало базисом развития техники. Сегодня влияние технологий на жизнь человечества огромно. С другой стороны, такое ограниченное описание «замкнуло теорию саму в себе», и в таком случае не предполагает лёгкого и простого выхода на более глубокое понимание реальности, что и наблюдается сегодня в современной науке.

Ииссиидиология на сегодняшний день является перспективным и активно развивающимся направлением в описании множественных нюансов структуры и динамики мироздания; обладает потенциалом вывести науку из состояния «замкнутости самой в себе», расширив её фундаментальные представления о структуре мироздания.

Автор: к.ф.-м.н. Брайорр-Оррс Б.

5. Список литературы